Применение преобразователя частоты

Справочная техническая информация


Применение преобразователя частоты

Наиболее экономичным способом регулирования производительности вентилятора является изменение частоты вращения рабочего колеса. В конструкции вентиляторов с рабочим колесом насаженным непосредственно на вал электродвигателя частоту вращения можно изменить, если запитать приводной электродвигатель через преобразователь частоты (ПЧ) переменного тока. К основным преимуществам применения ПЧ в составе вентилятора можно отнести:

- возможность плавного регулирования оборотов рабочего колеса вентилятора, что позволяет точно настроить требуемую производительность в системе без потерь потребляемой мощности (напр. потерь на дросселирование шибером);

- возможность подбора вентилятора работающего с минимальной потребляемой мощностью электродвигателя. Для этого необходимо найти такой вентилятор, у которого линия наибольшего КПД проходит через рабочую точку;

- плавный пуск эл/двигателя, предотвращающий высокие пусковые токи и связанные с этим проблемы по подбору пускозащитной аппаратуры и возможными ложными срабатываниями при длительном разгоне рабочего колеса;

- возможность настройки работы вентилятора в нескольких режимах, например, режима общеобменной вентиляции с одной производительностью и режима дымоудаления с другой в одной сети, или режимов «зима - лето»;

- защита электродвигателя от перегрузок с постоянной диагностикой его работы, что предотвращает выход его из строя по причинам неправильного подбора пускозащитной аппаратуры, внезапных перегрузок при работе, обрыве фазы питания и т.д.

Вопрос о применимости ПЧ в каждом конкретном случае должен рассматриваться индивидуально, исходя из экономической целесообразности.

Примеры практического применения ПЧ:

1) вентиляционная система изначально проектируется на переменную производительность в широких пределах расхода. С помощью ПЧ можно плавно изменять частоту вращения рабочего колеса и тем самым регулировать производительность вентилятора. В данном случае экономический эффект от применения ПЧ будет максимальным;

2) в процессе проведения пуско-наладочных работ выяснилось, что вентилятор не обеспечивает требуемую производительность из-за заниженного в проекте сопротивления сети. В этом случае можно по графику аэродинамической характеристики вентилятора оценить возможность разгона колеса вентилятора, с помощью ПЧ, до оборотов обеспечивающих требуемую производительность. При этом потребляемая вентилятором мощность не должна превышать установочную мощность электродвигателя;

3) при подборе может оказаться, что давление вентилятора несколько ниже требуемого, что требует применения вентилятора следующего номера (или следующих, более высоких оборотов) с большей установочной мощностью двигателя и запасом по давлению. Здесь может быть так, что цена вентилятора меньшего номера вместе с ПЧ, которым можно разогнать колесо до необходимого давления, будет меньше цены вентилятора большего номера;

4) при проведении пуско-наладочных работ может оказаться так, что вентилятор подобран с запасом по давлению и необходимо дросселировать сеть. В данном случае, чем больше необходимо дросселировать сеть, тем более, экономически целесообразно применение ПЧ.